Завершение строительства нефтяного резервуара на НПС «Сковородино»



На нефтеперекачивающей станции «Сковородино» (НПС № 21)  в Амурской области закончилось строительство нефтяного резервуара на 50 000 м³. В этом резервуаре остро нуждался трубопровод идущий в Китай и это действие позволит существенно увеличить отпуск нефти в восточном направлении.

Успешное завершение испытаний РВСП-50 000

Всего год потребовался Центру управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ООО «ЦУП ВСТО» – дочернее общество ПАО «Транснефть»), чтобы построить нефтяной резервуар объемом 50 тыс. куб. м (РВСП-50 000) на НПС № 21 «Сковородино». 18-метровый стальной красавец стал уже 10-м РВСП-50 000 на НПС № 21. Как сообщают в ЦУП ВСТО, строительство РВСП-50 000 велось в рамках реализации третьего этапа инвестиционного проекта по расширению пропускной способности нефтепровода «Сковородино – Мохэ» до 30 млн т нефти в год.

Сковородино — город (с 1927 года) в России, административный центр Сковородинского района Амурской области, расположенный на левом берегу реки Большой Невер (левый приток Амура) в 669 километрах от Благовещенска.

карта фото 2

По количеству впервые опробованных технологий 10-й резервуар на НПС № 21 стал уникальным. Взять хотя бы способ монтажа и сварки металлоконструкций. До сих пор на объектах компании «Транснефть» резервуары собирали в следующей последовательности: сварка всех вертикальных швов пояса, затем сварка горизонтального шва между поясами, контроль вертикальности стенки за время сварки пояса проводился трижды. Теперь каждый пояс резервуара разделен на шесть секторов, которые собирались и сваривались по отдельности. А количество замеров вертикальности стенки выросло в восемь раз, что позволило провести сварочно-монтажные работы на самом высоком уровне.

Впервые при сборке металлоконструкций РВСП-50 000 за соблюдением технологии сварочных работ следили специальные регистраторы режимов сварки. Отслеживались сила сварочного тока, напряжение и время сварки. Полученные данные позволили выявить допущенные отклонения в технологии, тем самым избежать брака в готовой конструкции.

В условиях резко континентального климата Амурской области учитывалось даже влияние перепадов температуры на изменение параметров резервуара РВСП-50 000. Показатели отклонения вертикальности стенки измерялись трижды в сутки до завершения полного комплекса работ по монтажу металлоконструкций.

Перед вводом в эксплуатацию резервуар подвергли тщательной проверке, проведя гидравлические испытания. Начавшись в июле этого года, испытания прошли в два этапа. Сначала заполненный водой резервуар выдержали под гидравлической нагрузкой 72 часа. За состоянием конструкции, ее сварных соединений осуществлялось визуальное наблюдение. Резервуар считается выдержавшим испытание, если не появляются течи на поверхности стенки, по краям днища, не снижается уровень воды, отклонения формы и размеров фундамента и основания резервуара не превышают предельных значений.

После завершения 1-го этапа резервуар осушили, на внутреннюю поверхность кровли и верхнего пояса стенки резервуара нанесли антикоррозийное покрытие.

На втором этапе гидравлических испытаний проверили герметичность и плавность движения алюминиевого понтона. Резервуар вновь заполнили водой до проектной отметки на высоту 17 м. Понтон считается выдержавшим испытание, если в процессе подъема и опускания он двигался плавно, вода на поверхность понтона не вышла, после окончания испытаний на понтоне не обнаружено трещин и разрывов настила.

Сейчас на площадке уже ничего не напоминает о том, что целый год здесь кипела напряженная стройка. Резервуар сверкает свежей краской с элементами фирменной символики компании «Транснефть», вокруг резервуара выполнено благоустройство, подъездные пути для обслуживающей техники выложены дорожными плитами.

После ввода 10-го резервуара в эксплуатацию объем парка НПС «Сковородино» достигнет 500 тыс. куб. м. Это позволит создать запас нефти на случай проведения плановых и внеплановых ремонтных работ на трубопроводе.

Если трубопровод требует ремонта на отрезке до НПС № 21, то на время его проведения нефть на Китай и в порт Козьмино перекачивается из запасов, накопленных в резервуарном парке. Если трубопровод ремонтируется на отрезке после НПС № 21, то нефть во время работ закачивается и временно хранится в резервуарном парке.

Помимо строительства самого резервуара, в рамках 3-го этапа расширения на НПС № 21 «Сковородино» увеличена мощность и надежность автоматизированной системы пожаротушения нефтеперекачивающей станции: взамен двух водяных насосов установлены три более мощных, к двум действующим добавлен дополнительный резервуар для хранения противопожарного запаса воды объемом 2 тыс. куб. м (РВС-2 000), установлен дополнительный узел регулирования давления потока нефти. После завершения модернизации системы пожаротушения были проведены ее комплексные испытания, показавшие ее высокую надежность и эффективность.

В общей сложности к строительным работам привлекались 150 человек, было задействовано более 40 единиц техники.

К настоящему времени, после успешного завершения гидроиспытаний РВСП-50 000 на НПС «Сковородино», резервуар полностью готов к эксплуатации. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на ноябрь 2016 года.

Четыре этапа роста «Сковородино – Мохэ»

Отметим, проект расширения пропускной способности нефтепровода «Сковородино – Мохэ» реализуется на основании российско-китайских межправительственных соглашений и включает четыре этапа.

Нефтепровод «Сковородино-Мохэ» является ответвлением от трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и служит для транспортировки российской нефти в Китай. Мохэ – первая станция на китайском берегу Амура, дальше трубопровод идет до городского округа Дацина (длинной около 1 тыс. км).

карта

Первый был реализован в 2014 году. На НПС № 21 «Сковородино» установили дополнительный магистральный насосный агрегат (МНА) № 4 мощностью 4,2 тыс. куб. м в час. При выполнении работ применялись уникальные технические решения – монтаж МНА проводился без демонтажа ограждающих конструкций магистральной насосной, а устройство свайного поля выполнялось при помощи компактной буровой установки прямо внутри здания.

В рамках второго этапа на приемо-сдаточном пункте «Джалинда» установлена дополнительная, четвертая линия системы измерений количества и качества нефти, доработана существующая микропроцессорная система автоматики и единая система управления, в том числе система диспетчерского контроля и управления.

Третий этап программы, завершающийся в настоящее время, предусматривает ввод в эксплуатацию резервуара для хранения нефти объемом 50 тыс. куб. м на НПС № 21 «Сковородино».

С мая этого года стартовала реализация заключительного этапа, в рамках которого запланировано строительство двух резервуаров для хранения нефти объемом по 50 тыс. куб. м каждый на головной нефтеперекачивающей станции (ГПНС) № 1 «Тайшет».

Работы по расширению пропускной способности нефтепровода «Сковородино – Мохэ» до 30 млн т нефти в год должны быть завершены к 1 января 2018 года. Как подтвердили в ЦУП ВСТО, график реализации проекта соблюдается неукоснительно и обязательства российской стороны будут выполнены в срок – расширение выходит на финишную прямую. После завершения проекта объем резервуарного парка ГНПС № 1 «Тайшет» составит 400 тыс. куб. м нефти.

При этом специалисты ЦУП ВСТО подчеркивают, что проект расширения пропускной способности нефтепровода «Сковородино – Мохэ» неразрывно связан с расширением первой очереди системы ВСТО. Уже к концу 2020 года пропускная способность ВСТО-1 (участок от ГНПС «Тайшет» до НПС «Сковородино») достигнет 80 млн т нефти в год, из них 30 млн т будут транспортироваться по нефтепроводу на Мохэ.

Расширение объемов

Помимо этих работ в настоящее время ЦУП ВСТО реализует и ряд других крупных инвестиционных проектов. Среди них «Расширение пропускной способности трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке ГНПС «Тайшет» – НПС «Сковородино» (ВСТО-1) до 80 млн т нефти в год» к 2020 году. Сейчас мощность нефтепровода ВСТО на данном участке составляет 58 млн т.

Всего для реализации проекта требуется строительство шести новых НПС – № 2, 3, 5, 6, 7, 9 – и реконструкция действующих.

С сентября 2015 года строятся три НПС (№ 3, 6, 9) в Иркутской области – сейчас готовность объектов составляет 45–50 %, основной упор на площадках строительства делается на подготовке к наступлению холодов и созданию запасов стройматериалов, топлива, комплектующих. Завершить строительство этих трех станций планируется в июле 2017 года.

Другим крупным проектом под руководством ЦУП ВСТО стало увеличение пропускной способности ВСТО-2 до 50 млн т нефти в год.

В рамках этого проекта в августе 2015 года началось строительство НПС № 29 в Амурской области. Объект станет промежуточной станцией, основная задача которой – обеспечить давление внутри нефтепровода, необходимое для перекачки нефти. Поэтому на данной станции не предполагается строительство собственного резервуарного парка.

Согласно графику, завершение строительства НПС № 29 намечено на конец 2017 года. Всего проект увеличения пропускной способности ВСТО-2 потребует строительства четырех нефтеперекачивающих станций: еще две станции появятся в Амурской области и одна – в Еврейской автономной области.

Коммерсант.ru